Коммутатор, говоря простыми словами, этакое электронное устройство, которое отвечает за момент искры, когда "давать" искру на свечу. В заводском исполнении в большинстве случаев, на сколько мне известно, на китайских скутерах, а может и вообще во всех случая установлены AC-CDI коммутаторы. Они работают от переменного напряжения, вырабатываемого, отдельной катушкой в генераторе скутера.
Внешний вид скутерных коммутаторов, в первом варианте производства Китая, с плюсовым проводом, для замены штатного коммутатора без существенной переделки электропроводки.
И так DC-коммутатор, искра возникает от энергии аккумулятора, а AC-коммутатор - напряжение для искры, вырабатывается специальной обмоткой в статоре генератора. Если вдруг обмотка зажигания выйдет со строя, то на помощь(особенно если вы в дороге) придет именно DC-коммутатор. Единственным минусом его есть то что, если у вас отсутствует аккумулятор, то скутер не заведется.
Лично для себя было принято решение ездить на штатном коммутаторе, но обязательно возить с собой и DC. Вместе они дают больше гарантий того, что не придется тянуть скутер в руках.
Схема DC-CDI коммутатора и схема AC-CDI коммутатора.
Глядя на эти две схемы, размещённые сверху, можно сделать вывод, о том как же отличить эти два коммутатора, пользуясь тестером он же мультиметр. Пронумеруем выводы разъема для наглядности:
Разъем коммутатора 1 - индуктивный датчик; 2 - катушка зажигания; 3 - "стоп двигатель"(только на AC коммутаторах); 4, 5 - масса; 6 - питание коммутатора, для AC - высоковольтная обмотка генератора, а для DC - питание + 12 вольт
Как видим есть одно явное отличие, которое можно проверить используя тестер. В AC коммутаторе выводы 3 и 6 сообщатся диодом D3(в некоторых более свежих версиях китайского коммутатора, видимо для удешевления, вместо диода используется перемычка), а в коммутаторе DC связь между выводами 3 и 6, вообще отсутствует. Таким образом можно прозвонить выводы 3 и 6 коммутатора, тестером в режиме прозвонки диода и выяснить есть ли там диод или нет. Если выводы 3 и 6 не звонятся, значит теоретически это коммутатор постоянного напряжения "DC". Правда в случае обрыва диода D3, AC коммутатор будет так же звонится, нужно это учесть.
Ввиду того что штатный коммутатор имеет свойство ломаться, а каждый раз покупать новый как-то дороговато, я разобрал один из китайский коммутаторов и срисовал схему. Вполне себе рабочая схема, при этом требующая в три раза меньше финансов на покупку радиодеталей, чем готовый коммутатор. Кстати основная причина поломки коммутатора скутера - это плохая пайка или плохое качество припоя. Во всех случаях, когда я разбирал нерабочий коммутатор, оказывалось что причина выхода из строя была банальная отпайка компонентов на плате. Но как сами понимаете, разобрать коммутатор, что бы ничего не повредить, очень сложно. По-этому мне было проще спаять новый, чем восстанавливать заводской. Ниже представлена схема всего с одним тиристором, такая схема используется в самых дешевых коммутаторах. Схема абсолютно рабочая, но как недавно выяснилось, есть один нюанс. С таким коммутатором, в холодное время года, скутер плохо запускается со стартера, подробнее об этом можете посмотреть в моем видео.
Схема китайского AC-CDI коммутатора 4т скутера
Схема простого коммутатора всего на одном тиристоре, для 139qmb
Как спаять самому коммутатор, для скутера (видео):
А если перемотать генератор убрав высоковольтную обмотку и через свой стабилизатор постоянного тока пустить питание на DC, работать будет? И как с углом опережения?
Работать будет, так как момент зажигания определяется датчиком, а не высоковольтной обмоткой. А угол опережения в теории определяется самым коммутатором.
Добрый день! Меня заинтересовал это способ замены оригинального коммутатора. А можно ли выложить дополнительно его электрическую схему (с диодами не всё понятно)?
Подскажите пожалуйста, какая маркировка на маленьком (зеленом) конденсаторе? Все детали нашел, кроме конденсатора на 23 нФ, он вообще в природе существует или вы заменили его на какой-то другой, большей емкости?
На одном форуме пишут, что этот конденсатор нужен для ограничения оборотов двигателя. Так это или нет я не знаю. Может попробовать и вовсе без этого конденсатора.
Нашел в сети вот такую картинку, которая имеет видоизмененную, приведенную здесь (https://proscootera.ru/wp-content/uploads/2018/09/Bezimeni-1.jpg) - это Ваше детище или кто-то спер и переделал? Просто там совсем другие номиналы и резисторов и конденсаторов.
Да, это моя схема, взятая с этого блога. Но она старая и с теми номиналами коммутатор плохо работает, точнее двигатель плохо запускается. Так-что, если вы собираетесь делать коммутатор, то используйте схему из этого поста, здесь всегда актуальные схемы.
Размеры разные, коммутатор постоянку нельзя ставить на зажигание переменки (сгорит комут сразу), на зажигание переменки можно поставить постоянку комут (ничего не будет с кому-то) а так размеры, комут постоянного тока больше переменного тока комута, сравни
Здравствуйте у двигателя 139 две распиновки , но в магазине мне дали содной распиловкой, не посмотрев пришёл в гараж думаю как подключить не покупая другой. Подскажите как?
А если перемотать генератор убрав высоковольтную обмотку и через свой стабилизатор постоянного тока пустить питание на DC, работать будет? И как с углом опережения?
ОтветитьУдалитьРаботать будет, так как момент зажигания определяется датчиком, а не высоковольтной обмоткой. А угол опережения в теории определяется самым коммутатором.
УдалитьНе ламайте себе мозг. Работать будет и от конденсатора на замке зажигания припаяном на стабилитроне
УдалитьУгол опережения зашит в микросхему.
ОтветитьУдалитьв какую микросхему? там кроме операционника ничего и нет
УдалитьКак определить коммутатор DC AC, ХОЧУ НА Днепр поставитьDC, они с виду одинаковы? Весь интернет шарил не понял.кто что пишет.
ОтветитьУдалитьВаз коммутатор лучше всего ставить
ОтветитьУдалитьТолько если вместе с трамблёром...
УдалитьА как поставить коммутатор от ваза распиновка?
ОтветитьУдалитьДобрый день! Меня заинтересовал это способ замены оригинального коммутатора. А можно ли выложить дополнительно его электрическую схему (с диодами не всё понятно)?
ОтветитьУдалитьв этой же публикации, есть схема (выше комментариев)
УдалитьПодскажите пожалуйста, какая маркировка на маленьком (зеленом) конденсаторе? Все детали нашел, кроме конденсатора на 23 нФ, он вообще в природе существует или вы заменили его на какой-то другой, большей емкости?
ОтветитьУдалитьВозможно я ошибся в маркировке, уже не помню. Возьмите приближенный по параметрам на 22 Нф
Удалитьhttps://cxem.net/sprav/sprav12.php
А на сколько критично, если это будет на 33нФ? Напряжение именно 400В?
УдалитьСчитаю не очень критично, но практика покажет. По-напряжению конечно желательно не ниже 400 вольт. Я этот конденсатор брал из лампочки-экономки.
УдалитьНа одном форуме пишут, что этот конденсатор нужен для ограничения оборотов двигателя. Так это или нет я не знаю. Может попробовать и вовсе без этого конденсатора.
УдалитьНашел в сети вот такую картинку, которая имеет видоизмененную, приведенную здесь (https://proscootera.ru/wp-content/uploads/2018/09/Bezimeni-1.jpg) - это Ваше детище или кто-то спер и переделал? Просто там совсем другие номиналы и резисторов и конденсаторов.
УдалитьДа, это моя схема, взятая с этого блога. Но она старая и с теми номиналами коммутатор плохо работает, точнее двигатель плохо запускается. Так-что, если вы собираетесь делать коммутатор, то используйте схему из этого поста, здесь всегда актуальные схемы.
Удалитьа как поставить ас вместо dc.переделывать проводку?
ОтветитьУдалитьНужно менять обмотки генератора, и да переделывать питание коммутатора.
УдалитьКакое напряжение на АС коммутатор приходит с вв обмотки генератора?
ОтветитьУдалитьТочно не скажу, предположительно, не меньше 500 вольт
УдалитьНа моём от 90 до 170 вольт переменки.
УдалитьЗдравствуйте. Подскажите пожалуйста. Можно ли поставить на скутер 4х тактный, коммутатор с 2х тактного?
ОтветитьУдалитьвсё зависит от модели скутера и коммутатора. Более того, не всегда коммутаторы 4т скутеров взаимозаменяемы. Нужно опробовать.
УдалитьЗдравствуйте. Подскажите пожалуйста. Как можно различить коммутатор ас и дс
ОтветитьУдалитьособо никак, разве что подключить и проверить на работоспособность
УдалитьРазмеры разные, коммутатор постоянку нельзя ставить на зажигание переменки (сгорит комут сразу), на зажигание переменки можно поставить постоянку комут (ничего не будет с кому-то) а так размеры, комут постоянного тока больше переменного тока комута, сравни
УдалитьВы сами поняли что хоть написали?
УдалитьЕсть разница в коммутаторах 4-х тактный и 2х тактный?
ОтветитьУдалитьНарешті все зрозуміло.дякую
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Можно ли переделать коммутатор переменный на постоянный
ОтветитьУдалитьНет. Проще новый спаять
УдалитьРебята подскажите как передать скутер с 6 контактного одной фишки на двух фишечный
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте у двигателя 139 две распиновки , но в магазине мне дали содной распиловкой, не посмотрев пришёл в гараж думаю как подключить не покупая другой. Подскажите как?
ОтветитьУдалитьМожет можно подобное сделать на дц питание?
ОтветитьУдалить