Меню

среда, 3 ноября 2021 г.

Не шунтирующий регулятор напряжения скутера своими руками

 



Для приготовления не шунтирующего регулятора напряжения, для скутера, нам понадобятся следующие компоненты: пара керамических конденсаторов емкостью 0,47 микрофарада и на 1 микрофарад соответственно; оптопара; управляемый стабилитрон; чцпрессор он же защитный диод; стабилитрон на 18 вольт; полевой N-канальный транзистор, который способен выдержать 200 вольт и ток в 40 ампер; резисторы 10К, 47К, 560 Ом и 43К; диодная сборка, он же мостик, по схеме это mb 256 на напряжение до 600 вольт и ток 25 ампер, но я использую на 35 ампер и 1000 вольт; электролитический конденсатор согласно схеме нужно на 25 вольт и 22000 микрофарад, такой конденсатор обойдется примерно в 8 долларов, но я откопал всего на 6800 микрофарад, нам сгодится. Но чем выше емкость этого конденсатора, тем меньше заметны пульсации напряжения, выдаваемого этим регулятором напряжения, это следует учитывать. Ну и алюминиевый радиатор, на котором мы будем все это монтировать. Как можно догадаться по внешнему виду, взяла его из старенького блока питания от АТХ. В общем по затратам не вылезли за рамки 10 долларов. 

Собственно сама схема регулятора напряжения. Взята она с форума moto.com.ua разработал её человек под ником "Академик". 

Первым делом прикручиваю диодный мостик к радиатору. Прикидываю где можно разместить силовой транзистор.

Берем стабилитрон и припаиваем его к транзистору. Главное строго следовать схеме. Вывод стабилитрона - "катод", с той стороны где нарисовано черное кольцо на корпусе, припаять к первой ножке транзистора, а второй вывод стабилитрона - "анод" к третей ножке транзистора и никак иначе.

Транзистор также прикручиваю к радиатору. Берем в руки оптрон и разворачиваем его таким образом, чтобы его метка, а это может быть "ступенька" либо "точка", находилась с правой стороны. Теперь переворачиваем его вверх ножками, чтобы метка находясь снизу, была уже с левой стороны и ножками справа, припаиваем к концам стабилитрона.

На диодном мосте есть обозначение "+" это плюсовой вывод моста, противоположный вывод по диагонали, соответственно "-". Обозначение "AC" указывает на вход переменного напряжения, по диагонали напротив находится второй вывод переменного напряжения. Эти два вывода будут подключаться к генератору скутера, но между ними нужно запаять керамический конденсатор на пол микрофарада.

Третью ножку транзистора соединяем с минусовым выводом диодного моста. Для этого используем перемычку из провода.

К первой ножке транзистора припаиваем резистор на 43 килоома. К ближнему к нам выводу оптопары припаиваем резистор на 560 Ом.

Берем резистор на 10К и 47К и скручиваем их с одной стороны. К резистору 10К прикручиваем конденсатор на один микрофарад.

Пропаиваем скрутку...

Подгибаем ножки так, чтобы припаять тройную скрутку, к первой ножке управляемого стабилитрона, а двойную скрутку ко второй ножке. Как это делаю я. Если ножки не достают, можно нарастить их проводками.

Третью свободную ножку TL431 припаиваем к оставшейся свободной ножке оптопары. Ой небольшой конфуз... Отпал резистор...

Примотаю его насильно, так будет надежнее.

Теперь запаяем защитный диод к выводам электролитического конденсатора. Полярность не важна.

Немножко флюса..

Так отлично. К средней ножке силового транзистора припаиваем два проводка. Один это будет минусовой вывод из нашего регулятора в бортовую сеть скутера. Второй покороче это перемычка от средней ножке транзистора к средней ножке управляемого стабилитрона tl431.

Также припаиваем пару проводов к плюсовому выводу моста. Я взял провода красного цвета, чтобы в дальнейшем было ясно где плюс. Кстати провода взяты там где и радиатор - из старенького блока питания ATX. Один провод это будет плюс в бортовую сеть скутера, а второй покороче соединим с резисторами. Соединяем оставшиеся свободные концы троих резистора в кучу и припаиваем к ним плюсовую перемычку.

Припаиваем провода ко входу переменного напряжения диодного моста.

Подключаем электролитический конденсатор к регулятору. Да эту кучку радиодеталей можно называть уже регулятором напряжения.

Для проверки наш регулятор я подключил к регулируемому источнику переменного напряжения. Разряжаю выходной конденсатор. Подают питание. Как видим мультиметр показывает 14 вольт, это выход из нашего регулятора. На вход регулятора я подключил китайский вольтметр переменного напряжения, но он начинает работать от 38 вольт и выше, поэтому начинаю поднимать напряжение на входе...

Как видим, меняя напряжение на входе, при этом увеличивая его до 100 вольт, на выходе мы имеем практически стабильные 14 вольт. Для полноценной работы этого регулятора, в бортовой сети скутера, необходимо произвести некоторые изменения в статора генератора и в схеме скутера. Чем этот регулятор лучше штатного и как его установить на скутер, об этом всём я уже говорил в прошлом видео по теме регулятора напряжения, можете посмотреть в подсказке выше. На этом всё. Спасибо что смотрели. Пока...

1 комментарий: